- Подробности
-
Создано 26.12.2017 16:01
-
Автор: Super User
-
Просмотров: 6894
«ЖИВАЯ ДУША»
о творчестве Александра Вампилова
|
|
19 августа 1937 года родился Александр Валентинович Вампилов
Александр Валентинович Вампилов родился в поселке Кутулик Аларского района Иркутской области. Его отец — Валентин Никитич Вампилов, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность. Мать будущего драматурга — Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова оказала решающее влияние на формирование личности Александра Вампилова.
Фамилия "Вампилов" тибетского происхождения. Прапрапрадеда Александра звали Вампил, в переводе с тибетского это означает «умножающий могущество».
Писательскую судьбу Вампилова предвидел его отец. Накануне рождения сына ему приснился Лев Толстой, ищущий дробь. Вскоре сон повторился с участием Максима Горького: я во сне пил с ним водку и целовал его в щетинистую щеку. Боюсь, как бы писатель не родился, - заключал отец в письме жене, Анастасии Копыловой.
17 января 1938 на Валентина Никитовича (Бадму Будихаловича) донесли в НКВД. Его обвинили в том, что он ратовал за воссоединение Бурятии, Монголии и двух национальных округов. Обвинение в панмонголизме означало расстрел. Приговор был приведен в исполнение 9 марта под Иркутском. Только через 19 лет Валентина Вампилова реабилитировали. Все это время его дети носили клеймо детей «врага народа».
Рассказ Валентина Распутина "Уроки французского" посвящен матери Вампилова. Анастасия Прокопьевна Вампилова-Копылова, оставшись после гибели мужа с четырьмя детьми на руках, всю жизнь работала учителем математики в средней школе. Интересно, что со стороны бурята-отца предки Вампилова были ламами, а со стороны матери - православными священниками.
Любимым писателем Александра Вампилова был Гайдар. Его «Голубую чашку» он читал наизусть…
Окончив среднюю школу, Вампилов поступает на филологический факультет Иркутского университета, где начинает серьёзно думать о литературном творчестве. В 1958 в университетской газете под псевдонимом А. Санин был впервые опубликован рассказ "Стечение обстоятельств", позднее давший название его первому сборнику рассказов, вышедшему в 1961.
После окончания университета работал в иркутской газете "Советская молодёжь" (был принят на должность стенографиста) корреспондентом (по заданию редакции писал очерки). Здесь публиковал свои рассказы.
В период 1969-1971 годы появляются самые известные пьесы. Их берутся ставить в провинциальных театрах, но вот Москва и Ленинград для Вавилова закрыты. Печально, но интересоваться творчеством драматурга начали незадолго до его смерти, в 1972 году.
Александр Вампилов на рыбалке
Сложно сказать, почему столичные театры обратили на него внимание, но пьесы берутся ставить БДТ, театр Станиславского. Даже Ленфильм заключает с Вавиловым договор на написание оригинального сценария. К сожалению, не увидел Александр Вампилов блестящих постановок своих пьес в Москве: жизнь его плачевно оборвалась.
"Прощание в июне"
Написанная в 1965 комедия «Прощание в июне» характерна для литературы того времени. Вампилов показывает героя, студента, в мировоззрении которого произошли существенные метаморфозы не в лучшую сторону.
Изначально Колесов показан душой компании, его ценят преподаватели и однокурсники. Он принципиален, но отличается некоей взбалмошностью, как все студенты. Все меняется, когда герой влюбляется в ректорскую дочь Татьяну.
"Старший сын"
Работу над «Старшим сыном» Вампилов ведет длительное время. Сначала появляются черновые наброски, заметки в записных книжках, потом публиковались некоторые главы. Окончательный вариант увидел свет в 1970 году, опубликованный в издательстве «Искусство». Бусыгин, который обманом заходит в семью, – тот, кто спасает всех их от ошибок. Так, Нине, дочери Сарафанова он открывает сущность жениха, мелочного Кудимова. Васенька задумывается над тем, чтобы не ехать в тайгу. Спасает Бусыгин и Сарафанова-старшего, даря ему в своем лице еще одного сына. Он как глоток свежего воздуха для этой семьи. Символично, что в конце герои остаются дома без Сильвы, друга Бусыгина, и без принципиального Кудимова. Они, по мнению Вампилова – две крайние точки, которым не место в жизни. У пьесы кольцевая композиция: в конце Бусыгин также пропускает свой вечерний поезд.
"Утиная охота"
Трагично складывается жизнь людей эпохи «застоя». Полностью лишенные нравственной базы, они плывут по течению, разрушая собственную жизнь. Таков и главный герой пьесы «Утиная охота» Зилов. Он находится в глубочайшем душевном кризисе. Начинается пьеса с того, что около своей двери герой находит похоронный венок со словами скорби в свой адрес. Это очень символично, потому что душевно Зилов мертв уже давно. Герой показан через череду веселий, гулянок, любовниц и вранья. Жена Галина воспринимается им не больше, чем предмет мебели, ни во что он не ставит и Веру, свою любовницу. Даже родной отец, просящий встречи, отодвигается Зиловым на второй план (старик так и умирает, не встретившись с сыном).
Герой же предпочитает мечтать об утиной охоте, на которую вряд ли соберется когда-нибудь. Этот образ очень яркий в пьесе, он символизирует несостоятельность главного героя. И как всегда, вопрос возрождения главного героя автор оставляет открытым, тайно надеясь, что оно произойдет.
"Прошлым летом в Чулимске"
Пьеса повествует о жизни районного центра в глубинке. Главная героиня, Валентина, влюблена в следователя Шаманова, который не сразу, но отвечает ей взаимностью. Также приглянулась девушка и Павлу, приехавшему к родителям в отпуск. Молодой человек весьма избалован, он привык получать все, о чем пожелает. Валентина в качестве жены нужна ему исключительно как красивое дополнение городской квартиры, как та, которая будет без проблем вести хозяйство.
Вампилов ставит в пьесе очень серьезные вопросы: жизнь молодежи в глубинке, нравы жителей. Действительно, как можно удержать молодежь, если до ближайшего Дома культуры нужно идти несколько километров, а в кинотеатре показывают давно просмотренные всеми ленты. Вот поэтому и сбегает молодежь или спивается. Весьма символичен палисадник, который обустраивает Валентина: все, кроме Шаманова ходят прямо по нему и ломают, а девушка безропотно восстанавливает. Вампилов хочет сказать этим, что нравы людей не переделать: одни так и будут рушить, а другие восстанавливать. Есть и другой подтекст: поруганная, истоптанная честь Валентины. Очень символично, что палисадник помогает восстанавливать Шаманов. Может, все-таки он именно тот человек, который в конечном счете спасет девушку? Как и в остальных пьесах Вампилова – об этом приходится только догадываться.
Одноактные пьесы
Самые известные короткие пьесы Вампилова «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Написаны они в самом начале его писательской деятельности. Значительно позже пьесы объединили в одно издание «Провинциальный анекдот». Это действительно очень меткое название, ведь, продолжая традиции Пушкина, Вампилов пишет короткие рассказы о неординарном событии, которое действительно происходило. Однако привносит автор и нечто новое в значение этого литературоведческого термина: искрометную, необычную концовку. Неслучайно в названии и слово «провинциальные». Вампилов привлекал внимание читателя к проблемам далеких от столичной жизни поселений, где существуют особые уклады, взгляды и течение жизни.
Исследователи творчества Вампилова в один голос говорят о том, что, если бы его жизнь не оборвалась так рано, Александр Валентинович бы обязательно выпустил роман, а может, даже и несколько. Зачатки этого были видны. В основном проза писалась еще молодым писателем – студентом университета и работником газеты.